Наука и технологии России

Вход Регистрация

Агенты модернизации

С 31 октября по 3 ноября в Барнауле пройдёт Всероссийский студенческий форум. Делегатов со всей страны будут принимать Алтайский государственный университет и другие вузы края. О том как университет готовится к этому мероприятию и чего от него ждёт, рассказывает ректор Сергей Землюков.

Сергей_Землюков
Сергей Землюков: «Прошло то время, когда студенчество не хотело себя ассоциировать с какими-то общественными организациями. Сегодня студенты наоборот стараются объединиться и внутри вуза и в целом – стране (создаются российские союзы)»

– Для нас, конечно, большая честь, что форум решили провести в нашем городе. Насколько я знаю, рассматривалось несколько площадок в разных городах России. Но в итоге остановились на Барнауле. Алтайское студенчество очень активно себя позиционирует и с точки зрения образования, и с точки зрения научных исследований, и с точки зрения строительных отрядов. Мы всегда были лидерами и в проведении молодежных мероприятий. Как и на Селигере, в жемчужине Сибири Горном Алтае на «Бирюзовой Катуни» второй год проводится форум АТР («Активность, творчество, развитие»).

Мы готовимся к форуму и не только по вопросам приёма почти тысячи делегатов из семимиллионной армии российского студенчества. Нам хотелось бы организовать работу таким образом, чтобы услышать и обсудить наиболее острые для студенчества проблемы, обменяться опытом. А самое главное – определить, какую роль смогут сыграть студенческие молодёжные организации в повышении качества образования и в целом – в модернизации страны. Важно понять, как можно разрешить проблемы российского студенчества, выстроить их взаимоотношение с властью, сделать их «двигателем» модернизации. Когда задают вопрос: «А кто будет проводить модернизационные преобразования», ответ очевиден: активная молодёжь. Пускай сегодня они студенты, но уже завтра придут на предприятия, в бизнес, на заводы, в конструкторские бюро, органы власти разного уровня.

У Вас в университете есть какие-то студенческие союзы, объединения?

– Конечно, есть. Они активно работают. Лига студентов АлтГУ – главная общественная организация вуза. К ней примыкают Студенческое научное общество, Студенческий спортивный совет, Совет культурных организаторов, Штаб трудовых дел. Прошло то время, когда студенчество не хотело себя ассоциировать с какими-то общественными организациями. Сегодня студенты наоборот стараются объединиться и внутри вуза и в целом – стране (создаются российские союзы). Это и понятно: проблемы у всех общие, и общими усилиями их легче решить. Я сам когда-то работал в студенческих организациях (комсомол, профсоюз). Поэтому знаю: всегда есть активная часть студентов и пассивная: мол, «я учусь, и меня не трогайте». Но многое зависит от того, как поставлена эта работа в вузе. Если студенчеству доверяют, опираются на него – активность будет возрастать естественным образом. Даже те студенты, которые не хотят заниматься общественной работой, могут заинтересоваться, допустим, наукой. Сейчас предоставляются большие возможности для реализации таких амбиций: открываются малые инновационные предприятия, есть возможности получения дополнительного образования, научно-исследовательская работа студентов становится частью серьезных разработок.

Студенческая активность заметно возрастает, если в вузе проводятся разные конкурсы, соревнования: на звание лучшей группы по учёбе, по спорту и т.д.

Стараюсь постоянно встречаться со студенческим активом (это обычно 30-40 человек – лидеры студенческих ячеек на факультетах, в филиалах и т.д.), обсуждаю с ними проблемы. Конечно, чаще всего затрагиваются социальные вопросы: общежития, столовые, трудоустройство. На недавней встрече со студентами Президент России Д.А.Медведев привёл пример, что он, будучи студентом, дополнительно работал. Во времена своего студенчества я тоже подрабатывал дворником, снег с крыш сбрасывал. И сейчас студентам надо предоставить возможность зарабатывать, пусть не дворниками. У нас в университете создано бюро студенческого трудоустройства, которое подбирает вакансии для учащихся. Очень хорошая перспектива – пока мы в этом направлении делаем первые шаги, – по участию студентов в деятельности малых научных предприятий. Недавно у меня состоялся разговор с группой наших учёных, которые для продвижения своих разработок привлекают активных студентов. Те проводят обследование телефонных аппаратов (насколько они излучают электромагнитные волны и могут быть вредны для человека). Пусть небольшой заработок, но они его получат.

А какие-то конфликтные ситуации возникают между студенчеством и администрацией?

– Бывают. Но они не перерастают в полномасштабный конфликт. Конечно, студенты выражают своё неудовольствие по разным поводам. Тем более у нас достаточно большой вуз – 17 тысяч человек получают высшее образование, 16 факультетов, 6 филиалов по Алтайскому краю. Например, у нас не во всех корпусах обеспечено качественное питание для студентов.

Мы недавно приняли решение: все вопросы общественного питания в университете взять в свои руки и тем самым удешевить его для студентов. Сегодня у нас 5 или 6 разных организаций, выиграв соответствующие конкурсы, предоставляют эту услугу. Я как ректор никак не могу влиять на их работу ни с точки зрения качества питания, ни с точки зрения цены. К 1 ноября введём в эксплуатацию студенческое кафе. Студенты с факультета искусствоведения разработали его интерьер. Сейчас проводим конкурс на его название. А дальше мы уже в каждом из наших 4 корпусов сделаем по филиалу, где можно будет получить горячее питание, а еще и небольшие кафе, где студенты могли бы выпить кофе, свежевыжатый сок и т.д.

Университет будет это как-то финансировать?

– Обязательно. Те организации, которые выигрывают конкурсы, заинтересованы только в получении прибыли. Это очевидно. В университете чем только не торгуют! В данной ситуации основной целью для нас не является получение прибыли. Студент должен понять, что это делается для него, что это его дом. Значит, он будет относиться соответственно и тоже что-то привносить. Почему студенты-экономисты не могут применять знания по менеджменту. Применяйте свои знания при работе нашего кафе и его отделений, которые откроются в корпусах! Это же интересно. Оказывайте консультационные услуги. Кроме того, мы планируем создать студенческий дворик (открытое помещение). Будем выделять средства, а его обустройством могли бы заниматься студенты: создать летнее кафе, площадки, где будут выступать наши коллективы, представлять проекты.

Ещё одна проблема, на которую часто жалуются студенты – общежития. Как у вас с этим обстоят дела?

– Да, это серьёзный вопрос. Об этой проблеме говорил на встрече со студентами и В.В.Путин. Мы тоже не стоим в стороне. Общежития требуют постоянного ремонта. Средств, которые выделялись до этого, было недостаточно, хотя Министерство образования и науки прислушивается к нашим предложениям, реагирует, помогает. В этом году при поддержке администрации Алтайского края нам удалось обеспечить жильём всех студентов первого курса бюджетного набора. Дополнительно ввели ещё сто с лишним мест. В университете создали студенческий центр, который занимается с владельцами квартир, которые сдают их в аренду. С помощью рекламных объявлений создаём свой банк данных. Условно говоря, мы будем знать, сколько из наших студентов живут на съёмных квартирах, какие это квартиры, какой там уровень оплаты. Такая служба обеспечения будет работать при студенческом городке. Вообще, надо строить общежития. У нас сейчас 980 мест в общежитии. Не хватает ещё полторы тысячи. К нам приезжает учиться много ребят из сельской местности. Плюс есть студенты из Казахстана, Китая, Монголии.

У нас готов проект строительства 16-этажного общежития (он находится на согласовании в Минобрнауки России). Это где-то около 400 дополнительных мест для заселения. Мы его будем продвигать. Думаю, будем свои средства вкладывать в это строительство. Кроме того, взяли в аренду несколько зданий, в которых проведём реконструкцию под общежитие.

Если говорить о студенческой активности, часто её ассоциируют только с некими культурно-массовыми мероприятиями. А другая активность есть? Допустим, существуют ли студенческие научные объединения?

– Да. У нас есть такое объединение. В нашем управлении по научным работам есть отдел студенческих разработок. Во-первых, он предоставляет информацию о проводимых в стране и крае тематических олимпиадах и программах. Во-вторых, помогает в подготовке соответствующих конкурсных документов, в решении организационных проблем.

В этом году к нам поступило свыше 40 победителей и призёров всероссийских олимпиад. Это вчерашние школьники, которые уже прикоснулись к исследовательской работе. Да, её не назовёшь научной в полном смысле этого слова, но – тем не менее, это работа, связанная с анализом, выводами. Всем этим студентам мы установили повышенную стипендию ученого совета, размер которой варьируется от 1265 до 3795 рублей. Пусть она небольшая, но в данном случае, возможно, не менее важен сам факт поощрения. Помимо этого, вуз заключил соглашения с рядом бизнес-структур для того, чтобы они учредили именные стипендии для этих студентов. А затем уже ввели именные стипендии для тех, кто учится хорошо, участвует в исследовательской работе. Нас поддержал Сбербанк, ВТБ 24, «Кузбасс-энерго» и другие организации.

Я считаю, сейчас студенты больше нацелены на то, чтобы побеждать, заявлять себя в разных конкурсах. Так, наш магистр математического факультета Александр Кирлица 21 сентября стал лучшим в индивидуальном первенстве на международной студенческой интернет-олимпиады в Израиле, опередив финалистов из 10 стран. Это пока ещё не получило массового распространения, но уже можно обозначить как устойчивый трэнд. Мы поддерживаем таких победителей. Ввели поощрение для преподавателей – научных руководителей студентов-победителей. Плюс, награждаем студентов, победивших в тех или иных олимпиадах, научных конкурсах. И на уровне края есть такие научные разработки (гранты), и на уровне России – по разным направлениям.

Студенты технических специальностей жалуются, что у них крайне плохо организована производственная практика – на предприятиях ими никто не занимается, до приборов им не разрешают дотрагиваться. У себя в регионе Вы сталкиваетесь с такими проблемами?

– Это действительно проблема. Дело в том, что образовательные стандарты сейчас разрабатываются, а компетенции, которым должны отвечать будущие специалисты, ещё не подготовлены и не утверждены. Образование идёт несколько впереди. Это правильно. Сейчас нужно обеспечить согласованность образовательных стандартов и требований, которые предъявляют работодатели. Мы хотим, чтобы полученные знания студента соответствовали потребностям предприятий.

У нашего вуза с большинством организаций, принимающих студентов на практику, заключены договора (соглашения) о сотрудничестве. В этом году мы заключили договоры с 16 управлениями, департаментами, администрации Алтайского края. Через них мы уже напрямую выходим на предприятия реального сектора экономики, на бизнес и т.д. Одновременно с ними стараемся организовать и научные исследования. Например, у университета большой интерес к биофармакологическому кластеру. Как следствие возникает соглашение с предприятием «Эвалар» на научную разработку тех компонентов, которые они используют в биологически активных средствах. Открывается малое инновационное предприятие совместно с «Алтайским букетом». Наши студенты-химики в лаборатории будут проводить исследования. Вот таким образом можно выходить на конкретный результат.

Студенты физико-технического и химического факультетов проходят практику на предприятиях - организациях химической промышленности. 2011 год – год химии. Мы решили собрать всех руководителей, представителей наших химических предприятий, пригласить их к нам и посмотреть наши лаборатории, нашу исследовательскую базу, чтобы они пообщались со студентами, посмотрели учебный процесс. Руководителей приглашаем на ГАКи, ГЭКи (государственная аттестационная комиссия и государственная экзаменационная комиссия - STRF.ru). Здесь и отрабатывается взаимодействие фундаментальной науки и практики.

Сейчас в Госдуме собираются рассматривать законопроект о студенческом самоуправлении. Студенты очень переживают, что статус студсоветов пока не закреплён законодательно. На Ваш взгляд, является ли это проблемой? Насколько это нужно?

– Со стороны студентов это, наверное, проблема. Это касается любых общественных объединений: им хотелось бы, чтобы эта инициатива была реализована в форме федерального закона. С их точки зрения это вполне нормальное амбициозное желание. Но как профессор юриспруденции я могу утверждать: с точки зрения правового регулирования вполне достаточно этот вопрос решить в том же федеральном законе об образовании. Выделить отдельную главу «Студенческое самоуправление». Мы долго проводили это решение и теперь в этот ФЗ включено такое понятие как «студенческий строительный отряд», расшифровано его значение. Они получили юридический статус. А вообще это должно быть регулирование на уровне положений в регионе, на уровне Совета ректоров. От министерства может быть дано некое типовое положение. Мне кажется, этого было бы вполне достаточно.

Может быть, корни растут из тех вузов, где нет понимания между администрацией и студенчеством?

– Если нет понимания, ни одни положения ничего не изменят. Закон будет иметь рамочный характер. Там же не пропишешь, что ректор должен действовать таким-то образом. В законе будут указаны общие положения: есть то-то, надо сделать это. Он исключительно рамочного плана. Там не будет ни финансирования, никаких полномочий. Всё это должно решаться на уровне министерства, вуза, студенческого самоуправления, совета ректоров регионов. Мне кажется, это более эффективно. Да и сами студенты могли бы инициативу проявить.

Ещё студенты выступают за полный доступ к распределению стипендиального фонда. Как Вы к этой идее относитесь? Как она может быть воплощена на практике?

– В принципе я поддерживаю эту идею. Мне кажется, необходимо прислушиваться к мнению студентов. У нас председатель Лиги студентов входит в стипендиальную комиссию. Здесь главное, чтобы соблюдалась некая социальная справедливость. Чтобы целью была именно социальная поддержка, а не личные взаимоотношения. Надбавки за общественную работу – пусть это будет отдельная тема, правда? Главное всё-таки – это студенческая учёба, научные исследования и участие во всех других мероприятиях.

Думаю, что в конструктивном диалоге всегда можно найти решение, устраивающее все стороны. Администрации надо понимать, что вуз существует для студентов. В этом основная идея. Если он существует для студентов – больше надо с ними советоваться, больше их привлекать, больше вопросов отдавать им на решение. Тогда мы увидим, что их ответственность возрастёт, появится желание участвовать не с точки зрения «Дайте! Решите! Откройте!», а с точки зрения: «Вместе решим, откроем, создадим».

В Госдуме недавно проходило заседание Всероссийского студенческого союза, на котором его лидеры предлагали расширить полномочия студсоветов – чтобы те контролировали качество дипломных работ, участвовали в распределении финансирования, которое идёт на текущие расходы вузов. Возникает ощущение, что студенчество несколько заигрывается в самоуправление и желает вмешиваться даже в те вопросы, в которых не совсем компетентно.

– Это свойственно молодёжи. Она свои проблемы считает самыми главными. В конце концов, если оттуда убрать молодёжный максимализм, где-то посередине может быть найдено рациональное зерно.

Им, конечно, хотелось бы побольше всего и сразу. Но не должно быть игры. Наверное, данный этап будет пройден или должен быть пройден. Потом уже выкристаллизуется реальное направление. Я являюсь заместителем председателя краевого законодательного собрания (депутат регионального уровня). У нас создали молодёжный парламент. Собралось первое заседание. Начались выступления: «Давайте один закон, другой, третий…». Когда игровые моменты прошли, пошел конструктивный диалог, началась полноценная работа.

Ещё один вопрос по поводу качества образования. Когда студенты выступают, их в основном волнуют социальные проблемы – понятно, с чем они сталкиваются каждый день (питание, транспорт, проживание). Как студенчество может повлиять на повышение качества образования? Вообще в чём студенчество может в этом плане содействовать вузовской администрации?

– Среди студентов большинство заинтересовано в качественном образовании. Возьмите 3-4 лекторов – к одному ходит полный зал, а ко второму не ходит. Почему? Всё зависит и от личности профессора, и от качества преподавания, и от значимости предлагаемого материала. Если для преподавателя каждая лекция – это нечто новое, а не простое изложение конспекта, сделанного 20 лет назад, тогда студенты приходят. Мне кажется, студенты должны иметь весомое слово с точки зрения качества современного образования.

Если студенты, допустим, Вам говорят: «Мы не ходим на лекции такого-то преподавателя, потому что у него не обновляются лекции, и он их скучно читает». Вы как руководитель будете на основании этого заявления принимать какие-либо управленческие решения?

– Во всяком случае, это станет поводом для того, чтобы разобраться в ситуации. Не обязательно ректору этим заниматься. На факультете есть методическая комиссия, факультетский учёный совет. Это повод для того, чтобы задуматься – не только руководству, но и самому преподавателю. Каждый вуз заинтересован в том, чтобы привлечь как можно больше абитуриентов. А это во многом зависит от преподавателей. Если к профессору приходят студенты, значит, он отрабатывает те деньги, которые на него выделяются государством. Если студенты к нему не приходят, тогда зачем нужен или такой преподаватель, или такой предмет? Всё это же в целом сказывается на репутации факультета, вуза.

Я попросил наших социологов провести закрытое исследование среди студентов на предмет качества образования, как они его оценивают. Им предложат много вопросов. И потом их ответы мы сравним с той оценкой, которая даётся официально методическими комиссиями, и посмотрим, где и как обстоят дела с качеством образования. Конечно, в оценках студентов будет присутствовать субъективно-эмоциональный тон. Они действительно не всегда могут выдержать ту нагрузку, которая предусмотрена учебным планом. Особенно это заметно в естественных науках: физике, математике, химии, биологии. В любом случае их мнение для нас очень ценно.

Как Вы оцениваете качество образования? Что это – преподавание, лекторы, образовательные программы?

– Это всё. И лекторы, и те учебно-методические комплексы, которые обеспечивают образование, лаборатории, библиотеки, электронные средства, используемые в обучении. Это возможность получения дополнительных видов образования, то есть разнообразные курсы, которые могут посещать студенты. Например, в этом году юридический факультет Алтайского государственного университета по качеству ЕГЭ (вступительных экзаменов) оказался на втором месте в России (по рейтингу НИУ ВШЭ). Я поздравил декана, попросил собрать преподавателей и подумать, что нужно сделать, чтобы эту позицию закрепить. Нам нужно и на других факультетах повышать свой уровень.

РЕЙТИНГ

3.75
голосов: 4

Обсуждение