Наука и технологии России

Вход Регистрация

Интеллектуальный коллайдер на Студенческом форуме

В оживлённом холле Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова сотни студентов со всей России – от Краснодара и Белгорода до Новосибирска и Владивостока – пытались как можно скорее перезнакомиться друг с другом. Многие из ребят были не прочь выглядеть представительно, но на входе в зал их встречал строгий дресс-код: никаких галстуков. А всё потому, что «О будущем – без должностей и галстуков»: таков девиз масштабного мероприятия, которое состоялось на прошлой неделе, – Всероссийского студенческого форума 2013 года. Впервые за историю проведения форума его участниками (а их было около полутора тысяч) оказались не столько студенты-активисты и представители молодёжных объединений, сколько молодые учёные – победители конкурсного отбора проектов, который проходил в течение всего года.

Студенческий_форум «А давай знакомиться!» – с такими табличками можно было увидеть многих студентов уже в первый вечер

 

В первый раз подобный форум состоялся в Москве десять лет назад; за эти годы он успел побывать в Краснодаре, Томске и Барнауле, а в нынешнем году пришел в Санкт-Петербург, где почти 300 лет назад был основан первый в стране университет, ректором которого некоторое время был сам Михаил Ломоносов, и где сегодня, по словам вице-губернатора Северной столицы Василия Кичеджи, учатся 220 тысяч студентов.

«Наконец мы перешли от слов к делу, – поприветствовала ребят на торжественном открытии форума Зинаида Драгункина, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. – Сейчас в стране идет масштабная программа поиска и поддержки талантов – независимо от их социального положения и места проживания».

Студенческий_форум Флешмоб на открытии Всероссийского студенческого форума в Петербурге

 

Среди других почётных гостей, приехавших лично поприветствовать юных участников форума, – и заместители министра образования и науки России Вениамин Каганов и Александр Климов, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Александр Страдзе, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-премьер Ольга Голодец, которая в обращении к СМИ уже под занавес форума отметила: «Сегодня у нашего государства и у нашего правительства есть все возможности для того, чтобы молодежь была услышана и поддержана и проявляла себя на российском пространстве».

Чародеи от науки

Несмотря на всю серьёзность задач форума, его работа была построена по принципу деловых и ролевых игр: в первый же день участники стали сотрудниками «Национального университета чародейства и волшебства» (сокращённо «НУ ЧАВО») и разделились на отделы: научных прорывов, развития среды, безграничного счастья и новых компетенций. В каждом из отделов соответствующие лаборатории и научные группы внутри них занялись «переупаковкой» своих индивидуальных и малых научных проектов в комплексные и командные.

Студенческий_форум Мозговой штурм в Национальном университете чародейства и волшебства

 

«Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой», – к примеру, этой перефразированной цитатой из «Фауста» Гёте вдохновлялись сотрудники лаборатории №2 отдела научных прорывов. За несколько часов работы такие разношёрстные научно-исследовательские проекты, как «Влияние темпа музыки на пульс подростка», «Создание многослойного витража с применением технологии спекания», «Ресурсоэффективная технология создания современного битумного материала» и «Разработка устройства для нанесения полимерных покрытий пароплазменным методом», смогли синтезироваться в порой немыслимые совместные проекты вроде летательного аппарата All inclusive с 3D-сканером, виртуальным ателье и массажным кабинетом на борту или ассоциации «Единая экологическая космическая организация» с программой колонизации других планет.

Студенческий_форум Команда представила проект «СНО 2.0», посвящённый научным сообществам

 

Вообще проекты, над которым трудились студенты-научники, были или слишком «земными» и реалистичными, направленными на развитие экономики и человеческого капитала, на устранение проблем окружающей среды и на внедрение альтернативных источников энергии, или же целились сразу в космос и в будущее – их приоритетами были робототехника, искусственный интеллект и встреча с НЛО. Неудивительно, что форумные лаборатории, полностью занятые форсайтами и сценариями развития будущего, почти всерьёз обсуждали установление дружеских отношений с инопланетянами.

«Идея пришла из космоса» и к команде студентов из Краснодара, Курска и Саранска, которые в первый же час мозгового штурма создали интеграционный проект, объединяющий всех студентов форума с их проектами, – интернет-ресурс «ПОРТАЛ» (Пространство, Открытия, Речь, Технологии, Актуальность, Люди). В идеале на нем будут собраны все молодёжные научные проекты, а их авторы смогут общаться друг с другом и с заинтересованным бизнесом, инвесторами и благотворителями.

Как попасть в знаниевый реактор

Упражнения в Университете чародейства и волшебства, несмотря на их абсурдность, не прошли даром для молодых учёных из секции «Научный прорыв»: уже на следующий день они легко разделились на новые и более серьёзные группы по кластерному принципу – биотехнологии, IT, технические науки, гуманитарные

Студенческий_форум Кроме деловых игр в стенах Санкт-Петербургского политехнического университета состоялись молодёжные заседания Комиссий по науке и инновациям и молодёжному предпринимательству. Активно обсуждались студенческие научные сообщества

 

Затем каждого из студентов поместили в так называемый интеллектуальный коллайдер: «Наш коллайдер – это часть широкой программы, именуемой знаниевым реактором, – рассказал один из игротехников форума Артём Желтов. – Это способ сборки человеческих “машин”. Если человека поместить в замкнутое пространство, подвергнуть давлению и высокой температуре, то “машинка” либо бахнет, либо начнёт выполнять полезную работу».

Студенческий_форум Артём Желтов готовит студентов-экспертов к интеллектуальному коллайдеру

 

Студент с проектом должен был ответить на вопросы пяти уровней сложности: от «телесного» (то есть обывательского) до «метафорического» (то есть ассоциативного). «Если человек отвечает уверенно, значит он знает свой проект», – Алиса Гусейнова из Новосибирска выступила в роли эксперта на четвёртом, «конфликтологическом», уровне вопросов. Её диалог с одним из испытуемых выглядел так:

– Сколько времени вам понадобится, чтобы реализовать свой проект в случае финансирования?
– Год.
–В какие сферы бизнеса вы бы обратились, чтобы получить это финансирование?
– В бумажное производство и в производство древесных изделий.
– Вы смогли бы убедить их дать финансирование именно вам?
– Безусловно.

Студенческий_форум Принцип работы игрового коллайдера

 

«Человеческая частица, проходя через коллайдер, последовательно и со всё большим уровнем рефлексии отвечает на всё более сложные вопросы и таким образом разгоняется, – пояснил Желтов. – И человек может понять: чем он занимается и что ему нужно “докрутить” в своём проекте».

Молодым учёным – высшая лига

Пока ребята играли в свои научно-деловые игры, их проекты и индивидуальную активность за все дни работы форума внимательно оценивали эксперты, среди которых были и ректор Тверского университета Андрей Белоцерковский, и ректор Тольяттинского университета Михаил Криштал, и директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Салихов. «Важно не только придумать проект, но и защитить его – перед профессионалами и самим собой», – заметил на открытии финального форумного мероприятия «Высшая лига» Александр Гордеев, руководитель Департамента новых инструментов науки и образования Управления науки и образования Администрации Президента России.

Из всех приехавших из разных уголков России ребят только 100 человек попали в высший разряд по активной деятельности на форуме, и семь проектов получили финансовую поддержку Министерства образования и науки России.

В списке интегральных проектов-победителей, разработанных командами в рамках форума, оказался «Фонд лучших региональных практик. Репутационная модель развития региона»: «За эти два дня на форуме я увидела массу интереснейших проектов со всей России, – рассказала куратор проекта Алёна Власова. – И поняла, что у каждого региона есть своя индивидуальность, своя “фишка”. Так у нас родилась идея создать базу креативных франшиз: если у вас есть потребность в самореализации в вашем регионе, вы приходите в наш фонд, берёте уже существующую идею и начинаете внедрять её у себя с учётом культурных, национальных или профессиональных особенностей вашего региона».

Другой командный проект-победитель посвящён истории России: Павел Щебалев из ЯрГУ со своей группой предлагает создать по всей стране сеть молодёжных исторических клубов, в которых ребята смогут заниматься археологией и изучением собственной родословной, историческим моделированием и реконструкцией, заниматься поисковыми операциями и популяризировать историю в СМИ.

Студенческий_форум Екатерина Григорьева из Омского государственного университета сама узнала о форуме в Интернете, подала заявку на участие и представила в «НУ ЧАВО» проект инновационного центра для детей «Рассвет», попав в итоге в Топ-100

 

Третий интеграционный проект, получивший грант на развитие, – «Лицом к жизни» – предполагает создание системы непрерывного обучения с применением индивидуальных образовательных траекторий, которое позволит учащимся уже со студенческой скамьи адаптироваться под требования будущих работодателей.

В номинации «Развитие среды» победил проект Кристины Кузьминовой из Белгорода «Окно в мир» – обеспечение слабовидящих детей специальными тактильными книгами: «Мы создали методику тактильных книг, которые позволяют почувствовать, а не увидеть, – рассказала Кристина. – Книги делают воспитанники детских домов, школьники, студенты, пожилые люди и лица с ограниченными возможностями, затем с детьми проводятся обучающие занятия».

Студенческий_форум Интеллектуальный коллайдер в действии

 

В номинации «Научный прорыв» оказалось сразу три победителя. Иван Павлов из Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации представил свою актуальную разработку средств оптического контроля для авиационной техники, которые способны сократить авиапроисшествия в три раза, – оптический дефектоскоп для контроля целостности стекла и электронно-оптический датчик для проверки топлива. Уникальную диету для коров, которая позволит увеличить объёмы получаемого молока и жизнеспособность телят, предложила Екатерина Соколова из Костромской государственной сельскохозяйственной академии с её проектом «Мониторинг показателей белкового обмена коров в Костромской области в зависимости от уровня продуктивности». А Дмитрий Ковалевич из МГТУ им. Н.Э.Баумана даже продемонстрировал видеоролик со своим необитаемым подводным аппаратом, который был создан специально для соревнований по подводной робототехнике, которые проводятся в США. Такой аппарат способен самостоятельно погружаться и с помощью 3D-зрения обследовать затонувшие корабли или устранять последствия нефтяных катастроф – как в Мексиканском заливе.

«То, что в первый раз в рамках студенческого форума сделали такую значимую номинацию, как “Научный прорыв”, – очень важно, – подчеркнул Сергей Салихов. – Это начинание может стать регулярным и, возможно, превратится в студенческую “нобелевку” для ребят всей России. Очень хорошо, что в последние годы наука в стране становится занятием не только модным и престижным, но и позволяющим жить хорошо. Теперь наука – это модно, это красиво и здорово».

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 5

Галереи

Всероссийский студенческий форум

В понедельник, 31 октября, в Барнауле открылся IV Всероссийский студенческий форум, на котором собрались более 800 участников – студенты из разных городов страны плюс ректоры, профессора и бизнесмены. В первый же день форума началась работа по направлениям: «Учебный процесс», «Наука и инновации», «Социальная поддержка», «Творчество» и «Трудоустройство», а также состоялась встреча министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко со студентами.

48 фото

Обсуждение